Три долины или Труа Валле во французских Альпах известны как самый большой регион горнолыжного катания в мире. Трудно найти горнолыжника, который не стремился бы здесь побывать. Пускай у каждого есть свое любимое место в тех или иных горах — отметиться здесь стремится каждый.

От аэропорта имени Сент-Экзюпери в Лионе всего несколько часов пути на комфортабельном автобусе до въезда в долину Куршевель. В нашем случае один автобус забрал лыжников, направляющихся в ближайшие две долины. В третью, наиболее удаленную долину Валь Торанс, отправился отдельный автобус. Мы же направлялись в среднюю долину — Мерибель.

По прибытии на место в первую очередь разыскиваем наше агенство «Agence des Neiges», что означает «Снежинка». Получив там ключи от апартаментов, приступаем к первому знакомству с Мерибелем.

Курорт состоит из нескольких частей:

  1. Собственно Мерибель-центр (1450 м), где и были расположены наши апартаменты;
  2. Мерибель-Моттаре (1750 м), Мерибель Виллидж (1400 м);
  3. Небольшой поселок Мерибель-Алтипорт (1700 м).

Наиболее оживленное место — это Мерибель-центр. На его центральной улице расположены магазины, бары, рестораны. Здесь находится олимпийский спортивный центр с бассейном, катком, банями и тренажерными залами. Жить в центре удобно — все рядом. Тем кто поселился в более удаленных местах, вечернюю программу лучше планировать поближе к месту проживания.

Подъемник связывающий центральный Мерибель с Моттаре закрывается в полвосьмого вечера, а путь пешком весьма не близок. Правда еще курсирует бесплатный автобус.

День первый: по ближним трассам

Первый катальный день решили посвятить освоению склонов своей долины. Начали мы от офиса по туризму, где приобрели шестидневные SkiPass’ы на все три долины и запаслись подробными схемами трасс. Разобраться в таком переплетении подъемов и спусков непросто даже с подробной картой. От центрального Мерибеля нитки подъемников уходят влево и вправо. Всего около 150 километров трасс. На обращенном к востоку склоне в его нижней части расположен слаломный стадион, выше черная трасса «face», подготовленная к Олимпиаде 1992 года. К ее началу можно подняться на кресельном подъемнике Roc de Fer (2294 м). Еще одна трасса , которая заинтересует экспертов — «bosses» — могульная трасса под четырехкресельным подъемником Plan de l’Homme. Все это практически «домашние» трассы центрального Мерибеля, достижимые в любое время и в любую погоду.

Перемещаясь по этой стороне вглубь долины, вы скоро окажетесь в Мерибель 1750 или Моттаре. Это симпатичный курортный городок, построенный позже, чем Мерибель-центр и имеющий более современный облик. От его центральной части канатные дороги расходятся на обе стороны долины.

Поднимаемся на шестиместной гондоле Plattieres, минуя две промежуточные станции, до 3 Marches (2704 м). Это перевальная точка, откуда можно спуститься как в свою долину, так и в долину Валь Торанс. Но пока продолжим знакомство с долиной Мерибель и поэтому уходим вниз по красной трассе «alouette». Поднявшись еще раз на креселке «Cote Brune» и вновь спустившись по красной трассе «Lac de la chambre», оказываемся у нижней станции вагона Mont du Vallon. Этот сравнительно недавно построенный подъемник с 12-и местными кабинами, позволяющий подняться до самой высокой точки долины (2952 м). Сверху открываются великолепные виды на окрестные ледники и широкие высокогорные поля, хорошо подходящие для внетрассового катания. Еще вниз ведут две длинные маркированные красные трассы: «combe vallon» и «campagnol». Вернуться отсюда в Моттаре можно длинным траверсом «ours».

Траверс довольно скучный, обозначен синим цветом. Но это самый короткий путь обратно. Монотонность cпуска скрашивают живописные окрестности, особенно высокогорное озеро Tueda, лежащее справа внизу под трассой. Для названий трасс долины широко используются имена животных населяющих Альпы. Это медведь (ours), серна (chamois), косуля (chevreuile), дикий баран (mouflon), орел (eigle), жаворонок (alouette).

Из Моттаре на вагончике Pas du Lac поднимемся к вершине Saulire (2738 м), относящейся уже к противоположной стороне долины Мерибель. Она же является верхней перевалочной точкой в долину Куршевель. В конце дня по трассам ведущим вниз устремляется публика, возвращающаяся домой из соседней долины. Учитывая, что в солнечную погоду эти склоны освещаются ярким солнцем, состояние снега оставляет желать лучшего.

Карта трасс горнолыжного курорта Les 3 Vallees

Карта трасс горнолыжного курорта Les 3 Vallees: Куршевель, Мерибель, Валь Торанс
Карта трасс горнолыжного курорта Les 3 Vallees: Куршевель, Мерибель, Валь Торанс

День второй: в поднебесье

Кажется, распогодилось. Кое-где сквозь высокие облака проглядывает голубое небо. После короткого совещания принимаем решение ехать в верхнюю долину — Валь Торанс. Это самый высокогорный курорт не только в этом регионе, но и в Европе. Он расположен на 2300 метров выше уровня моря. И самый молодой — в этом сезоне он отметил свое тридцатилетие. Кратчайший путь сюда лежит через Mont de la Chambre. Поднявшись на 4-креселке Cote Brune, затем уйдя влево метров на триста, останется остановить свой выбор на одной из двух трасс, каждая из которых приведет в Валь Торанс.

Знакомство с трассами долины удобнее производить по часовой стрелке, начиная с Peclet (3100 м), где особенно хороши самые верхние участки. На Col (3133 м) стоит подняться в основном для того, чтобы полюбоваться огромным полем ледника Chaviere — спуски отсюда не особенно интересны.

Три долины: Мерибель, Куршевель, Валь Торанс
Три долины: Мерибель, Куршевель, Валь Торанс

Самые интересные спуски в этой долине проложены по склонам Cime de Caron (3230 м). С тех пор как в 1982 году здесь был построен уникальный по тем временам 150-местный фуникулер, это одно из самых посещаемых мест в 3-х долинах. Порой чтобы подняться на вершину, приходится отстоять в очереди не менее получаса. Нам повезло — мы сели в первый вагон. Вообще в Валь Торансе самая современная система канатных дорог, оплетающая все его склоны. Всего здесь 31 подъемник с общей пропускной способностью в 60 000 человек/час.

От верхней станции на Cime de Caron, откуда в хорошую погоду открываются красивейшие виды на все стороны, можно спуститься в соседнюю, четвертую, долину Orelle, где функционируют две сравнительно новые четырехкреселки. Благодаря им общая площадь зоны катания 3-х долин увеличивается на 20%.

Экспертам стоит опробовать «черную» супертрассу «Pierre Lory», стартующую с высоты 3230 м. Второй такой в Труа Валле, пожалуй, что и нет. Широкий и крутой северный склон уходит вниз, здесь лучше не ошибаться. Для тех, кто не очень уверен в своих силах, есть альтернатива спуститься по красной «La Bouchet».

День третий: в Куршевель

На третий день погода изменилась. Пошел густой снег — будет свежая целина. Едем в долину Куршевель. Там высоты поменьше и в отличие от открытых снежных просторов Валь Торанса довольно много лесистых склонов, на которых можно укрыться от ветра.

В Куршевель из долины Мерибеля есть два пути. Верхний лежит через Saulire (2738 м), а нижний проходит через Col de La Lose (2274 м). Первый вариант требует определенной степени владения лыжами — оттуда вниз ведут только черные и красные трассы. Сверху можно уйти вниз по красной «saulire» или выйти на вершину La Vizelle (2659 м). Здесь начинаются интересные черные трассы «suisses» и «m». Заслуживают внимания красные «creux», «marmottes», «pylones». Для экстремалов с Saulire проложена трасса «gd couloir», проходящая по узкому и крутому кулуару.

Горнолыжный крорт 3 vallees: Мерибель, Куршевель, Валь Торанс
Горнолыжный крорт 3 vallees: Мерибель, Куршевель, Валь Торанс

Нижний путь позволяет спуститься в Куршевель 1850 по синим и зеленым спускам. Этот путь скорее предпочтут дамы направляющиеся прогуляться по улочкам фешенебельного Куршевеля и заглянуть в бутики . Последнее время это место приобрело известность как место тусовки «новых русских». Потанин, Дерипаска и другие «олигархи» засветились здесь. Можно, конечно, посидев в одном из ресторанов и купив что-нибудь в дорогих магазинах, представить себя Рокфеллером, но если вам интереснее почувствовать себя Боде Миллером или Штефаном Эберхартером, то лучше будет прокатиться с Col de la Lose вниз по «jokeys» или «jean blank». Это крутые черные трассы спускающиеся по северным лесистым склонам к Куршевелю 1300 — симпатичной старой деревушке. Обратно можно подняться на кабинке Foret. На «jokeys » надо быть аккуратнее, так как трасса местами заросла кустами, хотя раньше, говорят, они росли еще гуще. Еще надо быть внимательнее в местах пересечения с трассами для равнинных лыж.

День четвертый: снегопад

На следующий день, поднявшись на Roc de Fer, начинаем спуск с перевала по широкому и просторному склону к городку Saint Martin в долине Belleville. Не крутой склон и бескрайние снежные поля представляют полную свободу вашей фантазии для выбора траектории движения. Впрочем, есть и маркированные трассы. Сан-Мартин — небольшой городок со старинной церковью в центре. В нем несколько недорогих отелей и апартаментов. Кстати, это самый экономичный вариант проживания в Трех долинах. Поднявшись из Сан-Мартина на вагончике Tougnette, снова спускаемся в долину Бельвиль, но уже прямо к Менуиру по длинному синему траверсу. Это еще один курортный городок в третьей долине. И что, характерно, тоже с недорогими отелями.

Три долины: Куршевель, Мерибель, Валь Торанс
Три долины: Куршевель, Мерибель, Валь Торанс

Самые достойные трассы в этом районе начинаются с вершины горы Masse (2804 м). Для многих, особенно проживающих в противоположной долине, эти склоны остаются не освоенными, а зря. Северо-восточная экспозиция позволяет кататься по прекрасному снегу в течение всего дня. Основная часть трасс на противоположной стороне долины начинается от вершины Mont de la Chambre (2850м). Это в основном спуски средней сложности. В солнечную погоду, особенно весеннюю пору, снег здесь раскисает и подтаивает раньше, чем на других склонах из-за южной экспозиции. Качество снега из-за этого не всегда хорошее. Из трасс посложнее стоит отметить черную трассу, носящую имя Лео Лакруа («leo lacroix»). Его имя носит эксклюзивная марка очень дорогих лыж, выпускаемых штучным тиражом под заказ. А еще Лакруа стал первым лыжником, превысившим скорость в 100 км в час. Правда, это было почти 30 лет назад.

День пятый и шестой: по горам, по долам

После обзорного катания по всем долинам можно возвращаться в понравившиеся места или, как было в нашем случае, выбирать трассы в соответствии с погодными условиями. У нас почти всю неделю валил сильный снег и из-за этого перемещения по долинам ограничивались. Один день даже были закрыты перевалы и мы не могли выбраться из своей долины. Лавинная служба в Труа Валле очень хорошо налажены и почти не было закрытых склонов. То и дело доносились выстрелы пневматических пушек, бомбардирующих сжатым воздухом лавиноопасные места. Кататься по целине было возможно почти везде, но самое большое удовольствие мы получили на нижних склонах Куршевеля, покрытых заснеженными елями. Катаясь в соседних долинах не стоит забывать о пути к дому, который может занять до полутора часов, а ведь надо успеть преодолеть перевалы до закрытия подъемников. Обратный путь на такси може вылиться в кругленькую сумму.

Три долины: Куршевель, Валь Торанс, Мерибель
Три долины: Куршевель, Валь Торанс, Мерибель
Неделя в горах, шесть катальных дней — это, конечно же, очень мало для того чтобы познакомиться со всеми трассами. Любители этого района приезжают сюда из года в год и все равно открывают для себя что-нибудь новое. Лыжники любого уровня найдут здесь трассы, подходящие под их требования. А уж для любителей внетрассового катания тут полное раздолье. Если вы возьмете себе гида, то откроете для себя совершенно дикие места и проложите свой след по девственным склонам. Дерзайте!